Памятки для родителей

Как защитить ребенка от падения из окна?

Уважаемые  родители!

Наступает теплое время года и вы забываете  о том, что открытое окно может быть смертельно опасно для вашего ребенка.

Каждый год от падений с высоты гибнет огромное количество детей. В  2016 году только на территории нашей области зарегистрировано  4 случая   падения детей из окон, все из которых закончились травмированием детей.

         Будьте бдительны!
         

         Как защитить ребенка от падения из окна?

1. Большинство случаев падения происходит тогда, когда родители оставляют детей без присмотра. Не оставляйте маленьких детей одних.

2. Отодвиньте от окон все виды мебели, чтобы ребенок не мог залезть на подоконник.
3. НИКОГДА не рассчитывайте на москитные сетки! Они не предназначены для защиты от падений! Напротив - москитная сетка способствует трагедии, ибо ребенок чувствует себя за ней в безопасности и опирается как на окно, так и на нее. Очень часто дети выпадают вместе с этими сетками.

4. По возможности, открывайте окна сверху, а не снизу.

5. Ставьте на окна специальные фиксаторы, которые не позволяют ребенку открыть окно более чем на несколько дюймов.

6. Защитите окна, вставив оконные решетки. Решетки защитят детей от падения из открытых окон.

7. Если вы что-то показываете ребенку из окна - всегда крепко фиксируйте его, будьте готовы к резким движениям малыша, держите ладони сухими, не держите ребенка за одежду.

8. Если у вас нет возможности прямо сейчас установить фиксирующее и страховое оборудование, вы легко можете просто открутить отверткой болты, крепящие рукоятки и убрать их повыше, используя по мере необходимости и сразу вынимая после использования.


Памятка для родителей по профилактике суицида
 
Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными http://school2.m-sk.ru/images/suicid1.jpgпереживаниями.
Будьте бдительны! Суждение, что люди,  решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
 Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.
Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.
Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся. 
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
      •  утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
      •  пренебрежение собственным видом, неряшливость;
      •  появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
      •  резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
      •  внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
      •  плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
      •  склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
      •  проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
      •  безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
      •  стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
      •  самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
      •  шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.


Что делать? Как помочь?
 
         Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
         Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.
Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, творчески одаренные личности, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите
Обязательно скажите
Запрещено говорить
«Ненавижу всех...»
«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»
«Когда я был в твоем возрасте., ...да ты просто несешь чушь!»
 
  «Все безнадежно и бессмысленно»        
 
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»  
 
«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
 
«Всем было бы лучше без меня!»           
 
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»           
 
«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»
 
«Вы не понимаете меня!»
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»
«Где уж мне тебя понять!»
«Я совершил ужасный поступок»    
 
«Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»
«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
 
«У меня никогда ничего не получается» 
 
«Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»    
 
«Не получается - значит, не старался!»
 

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 
2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5.Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

 Важно соблюдать следующие правила:
      • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
      •  будьте терпеливы;
      •  не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
      •  не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
      •  не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...»;
      •  делайте все от вас зависящее.
      •  И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!
 
Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению.
 
 Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:
      •  Ранние попытки к суициду;
      •  Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
      •  Суициды в семье или в окружении друзей;
      •  Алкоголизм;
      •  Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
      •  Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
      •  Хронические или смертельные болезни;
      •  Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
      •  Семейные проблемы,
      •  Психические заболевания, а именно:
      •  Депрессия;
      •  Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
      •  Маниакально-депрессивный психоз;
      •  Шизофрения. 
 Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала.
Признаками эмоциональных нарушений являются:
      • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
      • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
      • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
      • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
      • Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
      • Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
      • Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
      • Погруженность в размышления о смерти;
      • Отсутствие планов на будущее;
      • Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
 
Признаки депрессии у детей
ДЕТИ
      • Печальное настроение
      • Потеря свойственной детям энергии
      • Внешние проявление печали
      • Нарушение сна
      • Соматические жалобы
      • Изменение аппетита или веса
      • Ухудшение успеваемости
      • Снижение интереса к обучению
      • Страх неудачи
      • Чувство неполноценности
      • Самообман - негативная самооценка
      • Чувство «заслуженной отвергнутости»
      • Чрезмерная самокритичность
      • Сниженная социализация, замкнутость
      • Агрессивное поведение
        Памятка для родителей по профилактике суицида
         
        Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными http://school2.m-sk.ru/images/suicid1.jpgпереживаниями.
        Будьте бдительны! Суждение, что люди,  решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
         Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.
        Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.
        Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся. 
        Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
          •  утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
          •  пренебрежение собственным видом, неряшливость;
          •  появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
          •  резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
          •  внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
          •  плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
          •  склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
          •  проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
          •  безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
          •  стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
          •  самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
          •  шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
      • http://school2.m-sk.ru/images/suicid2.jpg

        Что делать? Как помочь?
         
                 Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
                 Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.
        Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, творчески одаренные личности, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

        Если Вы слышите
        Обязательно скажите
        Запрещено говорить
        «Ненавижу всех...»
        «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»
        «Когда я был в твоем возрасте., ...да ты просто несешь чушь!»
         
          «Все безнадежно и бессмысленно»        
         
        «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»  
         
        «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
         
        «Всем было бы лучше без меня!»           
         
        «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»           
         
        «Не говори глупостей. Поговорим о другом.»
         
        «Вы не понимаете меня!»
        «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»
        «Где уж мне тебя понять!»
        «Я совершил ужасный поступок»    
         
        «Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»
        «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
         
        «У меня никогда ничего не получается» 
         
        «Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»    
         
        «Не получается - значит, не старался!»
         

        Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
        1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 
        2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
        3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
        4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
        5.Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

         Важно соблюдать следующие правила:
          • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
          •  будьте терпеливы;
          •  не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
          •  не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
          •  не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...»;
          •  делайте все от вас зависящее.
          •  И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!
      •  
        Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению.
         
         Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:
          •  Ранние попытки к суициду;
          •  Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
          •  Суициды в семье или в окружении друзей;
          •  Алкоголизм;
          •  Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
          •  Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
          •  Хронические или смертельные болезни;
          •  Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
          •  Семейные проблемы,
          •  Психические заболевания, а именно:
          •  Депрессия;
          •  Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
          •  Маниакально-депрессивный психоз;
          •  Шизофрения. 
      •  Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала.
        Признаками эмоциональных нарушений являются:
          • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
          • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
          • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
          • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
          • Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
          • Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
          • Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
          • Погруженность в размышления о смерти;
          • Отсутствие планов на будущее;
          • Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
      •  
        Признаки депрессии у детей
        ДЕТИ
          • Печальное настроение
          • Потеря свойственной детям энергии
          • Внешние проявление печали
          • Нарушение сна
          • Соматические жалобы
          • Изменение аппетита или веса
          • Ухудшение успеваемости
          • Снижение интереса к обучению
          • Страх неудачи
          • Чувство неполноценности
          • Самообман - негативная самооценка
          • Чувство «заслуженной отвергнутости»
          • Чрезмерная самокритичность
          • Сниженная социализация, замкнутость
          • Агрессивное поведение


ПАМЯТКА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСОМОСТИ

У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 тысяч клеток головного мозга. 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Пьяница в семье – это горе, особенно детям. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей заболевают алкоголизмом и наркоманией. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности.

Алкоголизм у подростков - довольно часто встречающееся явление, которое обычно начинает развиваться в 13-15 лет, реже - в более раннем возрасте (детский алкоголизм). По данным статистики каждый третий младший школьник уже знаком с алкоголем. Почти 40% из них впервые попробовали спиртное в 7 лет, около 5% - в 8 лет, а 15% - еще в дошкольном возрасте; примерно 25% подростков не считают пиво алкогольным напитком, а у наркологов уже давно есть термин «пивной алкоголизм».

Каким образом можно уберечь ребенка от раннего приобщения к алкоголю и развития алкогольной зависимости?

1. Общение.

Отсутствие общения с мудрыми родителями и педагогами заставляет ребенка обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют ребенку?

2. Внимание.

Умение слушать означает:

- быть внимательным к ребенку;

- выслушивать его точку зрения;

- уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним;

Не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»

3. Способность поставить себя на место ребенка.

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.

4. Организация досуга.

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков.

5. Знание круга общения.

Очень часто ребенок впервые пробует алкоголь в кругу друзей. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Поэтому важно в этот период – постараться принять участие в организации досуга друзей ребенка.

6. Помните, что ваш ребенок уникален.

Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление ПАВ.

7. Родительский пример. Употребление взрослыми алкоголя и декларируемый запрет на него для детей дает повод к обвинению в неискренности, в "двойной морали".

Употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных". Нельзя стремиться к идеалу в ребенке, не воспитывая идеал в себе!

Необходимо помнить, что есть обстоятельства, способствующие употреблению алкоголя – факторы риска. Обстоятельства, снижающие риск употребление алкоголя – факторы защиты.


Факторы риска:


 Проблемы с психическим или физическим здоровьем индивида.

 Дети, рожденные и воспитанные родителями алкоголиками.

 Общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь и отсутствие устойчивости к давлению сверстников.

 Личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.).

 Раннее начало половой жизни.

 Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье.

 Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться.

 Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.



Факторы защиты:


 Благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье.

 Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам.

 Хороший уровень достатка, обеспеченность жильем.

 Регулярное медицинское наблюдение.

 Низкий уровень криминализации в населенном пункте.

 Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы,

устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение.

 Соблюдение общественных норм.






Памятка ПОВЕДЕНИЕ НА ВОДОЕМАХ 

Инструкция по правилам поведения на водоемах

Методические рекомендации по поведению детей на водных объектах

Говорим с детьми о СПИДе и ВИЧ

Памятка ПОВЕДЕНИЕ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

Требования к микроклимату в помещении

Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних

Памятка для обучающихся об информационной безопасности детей

Информационная памятка для обучающихся 

Памятка для родителей об информационной безопасности детей

Основные правила поведения при пожаре

Памятка для родителей и несовершеннолетних

ПАМЯТКА о поведении граждан в период весеннего половодья

Памятка родителям

Правила поведения на льду

соблюдай правила безопасности

Памятка родителям по профилактике ДДТТ

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма